Главная
Вход
Регистрация
Пятница, 03 Май 2024, 20:00:22 Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Общедоступные статьи [17]

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Общедоступные статьи

0003_07 - Управление выполнением программы

Условные операторы

Служат для выполнения блока программы, если выполняется проверочное условие

Оператор ветвления if-else

В обобщенной форме этот оператор записывается следующим образом:

if (логическое выражение) оператор1;[ else оператор2;]

Раздел else необязателен. На месте любого из операторов может стоять составной оператор, заключенный в фигурные скобки. Логическое выражение — это любое выражение, возвращающее значение типа boolean.

Пример кода:

После выполнения программы вы должны получить следующий результат:

Оператор прерывания break

В языке Java предусмотрен оператор прерывания break. Этот оператор сообщает исполняющей среде, что следует прекратить выполнение блока и передать управление оператору, следующему за данным блоком. Оператор break применяется при работе с циклами и в операторах switch. В таком случае подразумевается выход из текущего блока.

Оператор множественного ветвления (оператор выбора) switch-case

Оператор switch обеспечивает ясный способ переключения между различными частями программного кода в зависимости от значения одной переменной или выражения. Общая форма этого оператора такова:

switch (выражение) {
    case значение1:
        оператор1;
        break;
    case значение2:
        оператор2;
        break;
    case значениеN:
        операторN;
        break;
    default:
        операторM;
}

Результатом вычисления выражения может быть значение любого простого типа, при этом каждое из значений, указанных в операторах case, должно быть совместимо по типу с выражением в операторе switch. Все эти значения должны быть уникальными литералами. Если же вы укажете в двух операторах case одинаковые значения, транслятор выдаст сообщение об ошибке.

Если же значению выражения не соответствует ни один из операторов case, управление передается коду, расположенному после ключевого слова default. Отметим, что оператор default необязателен. В случае, когда ни один из операторов case не соответствует значению выражения и в switch отсутствует оператор default выполнение программы продолжается с оператора, следующего за оператором switch.

Внутри оператора switch (а также внутри циклических конструкций, но об этом — позже) break без метки приводит к передаче управления на код, стоящий после оператора switch. Если break отсутствует, после текущего раздела case будет выполняться следующий. Иногда бывает удобно иметь в операторе switch несколько смежных разделов case, не разделенных оператором break.

Пример кода:

После выполнения программы вы должны получить следующий результат:

Оператор прерывания return

В следующих стстьях вы узнаете, что в Java для реализации процедурного интерфейса к объектам классов используется разновидность подпрограмм, называемых методами. Подпрограмма main, которую мы использовали до сих пор — это статический метод соответствующего класса-примера. В любом месте программного кода метода можно поставить оператор return, который приведет к немедленному завершению работы и передаче управления коду, вызвавшему этот метод. Ниже приведен пример, иллюстрирующий использование оператора return для немедленного возврата управления, в данном случае — исполняющей среде Java.

class ReturnDemo {
public static void main(String args[]) {
boolean t = true;
System.out.println("До прерывания"); //Перед оператором return
if (t) return;
System.out.println("После прерывания"); //Это не будет выполнено
}}

Замечание

Зачем в этом примере использован оператор if (t)? Дело в том, не  будь этого оператора, компилятор Java догадался бы, что последний оператор println никогда не будет выполнен. Такие случаи в Java считаются ошибками, поэтому без оператора if откомпилить этот пример нам бы не удалось.

Циклы

Любой цикл можно разделить на 4 части — инициализацию, тело, итерацию и условие завершения. В Java есть три циклические конструкции: while (с предусловием), do-while (с постусловием) и for (с параметром).

Цикл while

Этот цикл многократно выполняется до тех пор, пока значение логического выражения равно true. Ниже приведена общая форма оператора while:

[инициализация;]
while (условие выполнения) {
тело;
[итерация;]
}

Инициализация и итерация необязательны. Ниже приведен пример цикла while для печати трёх строк «tick».
 
int n = 3;
int i = 0;
while (i < n) {
    System.out.println("tick " + (i + 1));
    i++;
}

Проанализируем его:
В переменную n заносится число витков цикла
В переменную i заносим номер первого витка (привыкаем вести нумерацию с нуля). Это у нас переменная-счётчик
Далее прописываем условие выполнения цикла, т.е. при значениях i меньше n (0,1,2)
Первый виток: 0 < 3 - истина, выполняем виток. Выводим «tick 1» (т.к. i = 0, а i + 1 = 1). За тем увеличиваем i на 1 (i = 0 + 1 = 1)
Второй виток: 1 < 3 - истина, выполняем виток. Выводим «tick 2» (т.к. i = 1, а i + 1 = 2). За тем увеличиваем i на 1 (i = 1 + 1 = 2)
Третий виток: 2 < 3 - истина, выполняем виток. Выводим «tick 3» (т.к. i = 2, а i + 1 = 3). За тем увеличиваем i на 1 (i = 2 + 1 = 3)
Третий виток: 3 < 3 - ложь, пропускаем цикл и выполняем код дальше

Можно было написать и такой код:

int n = 3;
int i = 0;
while (i < n) {
    i++;
    System.out.println("tick " + i);
}

В нём мы сначала увеличиваем счётчик, а потом выводим уже увеличенное на 1 значение.

Если же требуется вести жёсткий учёт i от 1 до 3, а не от 0 до 2, то делаем так:

int n = 3;
int i = 1;
while (i <= n) {
    System.out.println("tick " + i);
    i++;
}

Этот вариант удобно использовать для перебора от a до b:

int a = 4;
int b = 18;
int i = a;
while (i <= b) {
    System.out.println("tick " + i);
    i++;
}

Если же есть необходимость вывода в обратном порядке, то пользуемся обратным перебором:

int a = 4;
int b = 18;
int i = b;
while (i >= a) {
    System.out.println("tick " + i);
    i--;
}

А если возникает ещё и необходимость считать количество витков, то вводим счётчик витков:

int a = 4;
int b = 18;
int i = b;
int count = 0;
while (i >= a) {
    count++;
    System.out.println("№" + count + ": tick " + i);
    i--;
}
System.out.println("count = " + count);

Цикл do-while

Иногда возникает потребность выполнить тело цикла по крайней мере один раз — даже в том случае, когда логическое выражение с самого на­чала принимает значение false. Для таких случаев в Java используется цикли­ческая конструкция do-while. Ее общая форма записи такова:

[инициализация;] do { тело; [итерация;] } while (условие повторения);

В следующем примере тело цикла выполняется до первой проверки условия завершения. Это позволяет совместить код итерации с условием завершения:

int n = 10;
do {
        System.out.println("tick " + n);
        n--;
} while (n > 0);

Цикл for

В этом операторе предусмотрены места для всех четырех частей цикла. Ниже приведена общая форма оператора записи for.

for (инициализация; завершение; итерация) тело;

Любой цикл, записанный с помощью оператора for, можно записать в виде цикла while, и наоборот. Если начальные условия таковы, что при входе в цикл условие за­вершения не выполнено, то операторы тела и итерации не выполняются ни одного раза. В каноническая форме цикла for происходит увеличение целого значения счетчика с минимального значения до определенного предела.

for (int i = 1; i <= 10; i++) System.out.println("i = " + i);

Хотя, это дело можно записать даже так:

for (int i = 1; i <= 10; System.out.println("i = " + i), i++);

Следующий пример — вариант, ведущей обратный отсчет:

for (int i = 10; i >= 1; i--) System.out.println("i = " + i);

Обратите внимание — переменные можно объявлять внутри раздела инициализации оператора for. Переменная, объявленная внутри опера­тора for, действует в пределах этого оператора.

Оператор запятая

Иногда возникают ситуации, когда разделы инициализации или итерации цикла for требуют нескольких операторов. Поскольку составной оператор в фигурных скобках в заголовок цикла for вставлять нельзя, Java предоставляет альтернативный путь. Применение запятой (,) для разделения нескольких операторов допускается только внутри круглых скобок оператора for. Ниже приведен тривиальный пример цикла for, в котором в разделах инициализации и итерации стоит несколько операторов.

int a, b;
for (a = 1, b = 4; a < b; a++, b--) {
    System.out.println("a = " + a + "; b = " + b);
}

Оператор continue

В некоторых ситуациях возникает потребность досрочно перейти к выполнению следующей итерации, проигнорировав часть операторов тела цикла, еще не выполненных в текущей итерации. Для этой цели в Java предусмотрен оператор continue. Ниже приведен пример, в котором оператор continue используется для того, чтобы в каждой строке печатались два числа. Если индекс четный, цикл продолжается без вывода символа новой строки.

for (int i=0; i < 10; i++) {
     System.out.print(i + " ");
     if (i % 2 == 0) continue;
     System.out.println("");
}

Как и в случае оператора break, в операторе continue можно задавать метку, указывающую, в каком из вложенных циклов вы хотите досроч­но прекратить выполнение текущей итерации. Для иллюстрации служит код, использующий оператор continue с меткой для вывода треугольной таблицы умножения для чисел от 1 до 9:

Оператор continue в этой программе приводит к завершению внутреннего цикла со счетчиком j и переходу к очередной итерации внешнего цикла со счетчиком i. В процессе работы эта программа выводит следующие строки:

Исключения

Последний способ вызвать передачу управления при выполнении кода — использование встроенного в Java механизма обработки исключительных ситуаций. Для этой цели в языке предусмотрены операторы try, catch, throw и finally. Их мы изучим позднее.

Вниз по течению

В последних статьях вы узнали о Java довольно много. Однако,Java обладает дополнительными широкими возможностями. Поэтому давайте будем двигаться дальше и перейдем, наконец, к объектно-ориентированному программированию.

Категория: Общедоступные статьи | Добавил: FireSnake (18 Дек 2015)
Просмотров: 638 | Теги: выбор, переходы, ветвления, прерывание, переход, ветвление, циклы, Return, цикл, Break | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Группа VK